Акерон. Духи – понятие, природа, классификация.
(реферат)
Рассмотрение темы духов таит в себе определенную сложность. Вопрос этот настолько многогранен и необъятен, что заслуживает отдельной монографии, а в рамках реферативного изложения могут быть освещены только некоторые его аспекты.
В рамках данной работы мы кратко и до крайности сжато попытаемся рассмотреть некоторые “начальные” вопросы феномена духов в контексте их магической роли и влияния на сознание человека.
Излагаемые в данной работе суждения далеко не бесспорны, но отражают позицию автора, сформировавшуюся (и формирующуюся далее) на основе полевых наблюдений и анализа источников, касающихся проблемы духов.
Понятие “духов” в магии, природа духов.
Начиная рассмотрение данной темы, следует, primo omnia, дать определение термина “духи”.
Энциклопедические издания толкуют данное понятие так: “дух – в идеалистической и религиозной философии – начало, источник и движущая сила предметов и явлений природы, внешнего мира…”1. Разумеется, из данного определения, даваемого официальной наукой (да еще и советского периода) суть духов усматривается крайне приблизительно. Однако мы начнем разбор этого понятия именно с официальных материалистических позиций.
Прежде всего, понятие “духи” относится к сфере идейной, нематериальной (указание на религиозную и идеалистическую философию). Научное знание таким образом отгораживается от рассмотрения феномена духов, отдавая этот вопрос на откуп философии и религии (в широком смысле слова).
Далее, дух рассматривается как источник, начало, движущая сила предметов и явлений. Это описание, с учетом уже установленного нематериального характера, относит нас к концепции идеи, первопринципа предмета или явления. Нетрудно заметить, что понятие дух имеет достаточно прочную связь с понятиями идеи или первопринципа (эйдоса) рассматриваемого феномена.
Произведя феноменологическую редукцию данных понятий мы можем прийти к выводу, что понятие “дух” в наиболее абстрактном смысле тождественно понятию идея, эйдос, сущность предмета или явления. Какими же качествами должен обладать дух, который может быть отождествлен с эйдосом данного феномена. Представляется, что в данном случае речь должна идти о максимально абстрактной доступной для восприятия сознанием общеродовой единице, описывающей феномен. Сознание человека, как поток восприятия, интенция, при взаимодействии с феноменами окружающей среды вычленяет различные по степени абстракции формы субъективного знания о феномене, производит рефлексию самое себя на феномен. И в наиболее абстрактном контексте рефлектирующего сознательного восприятия дух – это некая явленная данность, абсолютная величина, которая не может быть разбита сознанием на составляющие. Именно в этой плоскости человеческого восприятия проявляется Абсолют, абсолютный дух, первопричина и первоисточник, который представляет только отражение восприятия непознаваемого (К.Кастанеда), не более. Именно в силу данных обстоятельств понятие абсолюта весьма условно, ибо мы имеем дело с несовершенством аппарата восприятия и познания человека. Именно поэтому, абсолютный дух, как первоисточник, первоэйдос (или Эйдос) духа являет собой неустранимую на текущем этапе развития человека иллюзию восприятия, которую можно принять для упрощения системы мировосприятия. Это и есть значение понятия духа в узком смысле – дух, как первоэйдос нематериальных проявлений сознательной рефлексии человека на феномен.
Однако опыт подсказывает нам, что наряду с эйдетической абстракцией существуют и более “приземленные” феномены, подпадающие под понятие дух.
Последние наиболее интересны с точки зрения магии в ее практическом аспекте. Действительно, индуцируя абсолютный дух на менее абстрактные области человеческого восприятия, мы можем наблюдать все возрастающее ветвление сущностей, характе5ризующихся как нематериальные начала феноменов окружающей среды. Однако всякое ли нематериальное начало, всякая ли овеществляемая идея является духом с магической точки зрения?
Представляется, что не каждый нематериальный принцип может быть определен как дух с точки зрения магического восприятия. Почему? Ответ кроется в сути магического мировосприятия. Человек, находящийся в данном состоянии, воспринимает мир по-иному, чем в состоянии мирского, обыденного бытия. Это состояние сознания (измененное состояние сознания) характеризуется особой конфигурацией фильтров восприятия, добивающейся максимально полного устранения искажений при взаимодействии сознания человека со средой, за счет чего, собственно, и появляется возможность активного магического воздействия.
Так вот, находящийся в измененном состоянии сознания человек способен воспринимать мир не только и не столько с позиций материализма, сколько с позиций интенций и идей. В этом состоянии сознание человека, пребывающее в рефлексии по отношению к миру, способно фиксировать отражения иных форм сознаний в предметах и явлениях окружающего мира. Чем являются эти формы сознаний, мы попытаемся разобраться чуть позже, а пока зафиксируем важный признак – наличие той или иной формы сознания в идее предмета восприятия. Именно наличием той или иной формы сознания и характеризуются все нематериальные (или условно нематериальные) сущности, именуемые духами.
Таким образом, мы можем согласиться mutatis mutandis со следующим определением:
Дух – это нематериальная форма бытия (инобытия)2 сознания, определяющего принципы организации подчиненных сознанию форм энергии.
Здесь необходимо сделать очень важный акцент: понятие “дух” (духи) можно рассматривать в широком и узком смысле этого слова. В первом случае, этим термином будут охватываться все нематериальные проявления сознаний – от метасознаний минералов до сверхсознаний богов и других, высших по отношению к человеку сущностей, при этом эти сознания могут рассматриваться как элементы более высокоорганизованных систем сознаний (Абсолют).
В узком же смысле слова духом может быть поименовано любое сознание, имеющее нематериальную природу.
В рамках данного деления возникает вопрос о классификации “материальных” форм сознания – людей, животных и т.п. В этой связи нужно отметить, что признак нематериальности относится сугубо к качеству сознания сущности. Разумеется, что этот признак излишен – сознание всегда нематериально, оно соткано из энергий тонких планов. Однако в определении понятия дух этот признак имеет значение с точки зрения человеческого восприятия рассматриваемого феномена. Специальное указание на нематериальность сознания фиксирует внимание человека на выявленных методом редукции эйдетических признаках феномена в контексте магии.
Классификация духов.
Задача классификации духов – вещь крайне сложная, поскольку классифицируемым материалом являются, по сути, различные формы, разновидности, проявления и уровни бытия сознаний разных порядков.
Однако прежде, чем приступить к описанию, а точнее консолидации, существующих классификационных систем в попытке их объединения в единую классификационно-описательную структуру, необходимо отметить одно общее для всех духов (именно духов, а не их оболочек) свойство. Это свойство выражается в том, что бытие любого духа связано не с привычной обычному человеческому восприятию трехмерной пространственной системой, но с существованием в пространстве четырех пространственных измерений. Для данного пространства характерно полное отсутствие понятия времени, которое можно рассматривать только как проекцию четвертого измерения в трехмерном мире, своеобразный якорь для восприятия четвертого измерения.
Как известно, время в трехмерном мире имеет свойство вероятностного исхода, т.е. мы имеем дело с временем-вероятностью, которая и создает возможность бесконечного ветвления древа развития конкретного мира или вселенной (параллельные миры/вселенные)3. Вместе с тем для четырехмерного мира времени-вероятности не существует, поскольку, уже начиная с четвертого измерения, сознание существует в пространстве вневременном и проявленном в бесконечном количестве своих вариантов. По мере возрастания мерности восприятия эта бесконечная и вечная бездна наполняется объектами бытия и инобытия духов, не имеющими ничего общего с бытием мира физического, трехмерного или миров меньшей мерности.
Однако человеку, а как показывают эксперименты и другим животным, свойственно восприятие не только времени трехмерного мира, но и смещение на границу четвертого измерения, а иногда и переход этой границы в момент смерти или перехода в другие миры4. Именно благодаря этой лабильности сознания и возможности смещения восприятия в точку восприятия большего количества измерений человек способен воспринимать мир духов и самих духов. Это – первый аспект взаимодействия человека и духов в их естественной (нематериальной) форме.
Второй аспект состоит в способности сознаний проецироваться из пространств большей мерности в пространства меньшей мерности. Сложно сказать что-то определенное о подлинных механизмах этого процесса, именуемого проекцией. Вероятнее всего, это напоминает то, как на фотопленке (двумерный мир) фиксируется мир трехмерный, или как художник на полотне рисует образ, отражающий его восприятие (второй вариант, наверное, ближе к истине, поскольку связан напрямую с активной деятельностью проецирующегося сознания). В любом случае, духи – нематериальные сознания сами могут проецировать себя в трехмерный мир, становясь доступными для восприятия людьми в обычном состоянии сознания.
Теперь настало время перейти непосредственно к классификациям духов. Следует, однако, особо отметить, что любая классификация феноменов окружающей среды носит достаточно условный характер и применительно к практике один и тот же дух может относиться к нескольким различным типам (по критериям классификации) или вообще занимать переходное положение в рамках конкретного классификационного раздела.
Прежде всего, духи могут быть условно разделены по уровням сознания. Еще в средние века ученые выделяли различные царства в зависимости от степени проявления “божественного” духа – минеральное, растительное, животное, человеческое, царство сверхчеловеческих сознаний (ангелы, демоны).
Это разделение может быть взято за основу для следующей классификации по мере возрастания уровня сознания:
Приведенная классификация в том или ином виде встречается во многих трудах по оккультизму и теософии и имеет важное значение в точки зрения установления иерархических градаций различных форм сознания.
По стихийной принадлежности духов можно разделить на:
По степени воплощения сознания на низших планах бытия (физическом, эфирном, астральном, ментальном) в ту или иную форму духи подразделяются на следующие категории:
Разумеется, приведенная классификация была бы неполноценной без некоторых общих дополнений.
В частности, необходимо подчеркнуть, что существует огромное число духов, которые по степени воплощенности сознания являют собой переходные стадии от одной категории к другой. Особенно часто это явление наблюдается на “стыке” физического и эфирного плана, когда духи приобретают полуматериальную форму, получая возможность существования на физическом и эфирном уровнях. Этот феномен, на наш взгляд, напрямую связан с возможностями сознания к проекции на различные планы бытия. В том случае, если сознание обладает достаточной энергией и достаточным пониманием сути происходящих с ним процессов, становится возможным одновременное полноценное существование на нескольких планах бытия.
Также следует отметить, что сознания более высокоорганизованных планов бытия, нежели физический мир, обладают способностью не только проецироваться на более “низшие” планы, но также и производить манипуляции на этих “низших” планах бытия без непосредственной проекции всего сознания. По всей видимости, механизм данного процесса чем-то напоминает механизм работы манипулятора, управляемого оператором, где оператором является соответствующий дух (сознание), а манипулятором – энерго-информационные потоки, структурируемые по принципу проекции с уменьшением мерности.
С практической точки зрения также важное значение имеет классификация духов, основанная на работах Карлоса Кастанеды. Речь идет о делении сознаний по форме на органические и неорганические.
Как известно, сознания (духи) существуют за счет накопления и обмена различными энергиями (энерго-информационными потоками). Любое сознание способно полноценно функционировать только при достаточной энергетической подпитке процессов его “жизнедеятельности”. В самом отвлеченном смысле все известные в настоящее время и поддающиеся наблюдению формы сознания зависят от вселенского круговорота энергии-информации (магической энергии). Однако в более конкретных случаях происходит разделение по характеру потребляемой энергии, характеру энергоносителя.
“Эманации органических существ заключены в кокон. Однако имеются иные категории существ, оболочки которых не похожи на коконы. Но внутри и этих оболочек содержатся эманации, образующие осознание. Кроме того, такие существа обладают целым рядом свойственных жизни характеристик, отличных от репродуктивной функции и метаболизма”10.
Практический смысл данного деления состоит в возможности определения стратегии взаимодействия с конкретным сознанием, основанной на знании особенностей “жизнедеятельности” соответствующего духа.
Органические формы сознания поглощают энергию из физически воплощенных форм, резонирующих по эманациям (К.Кастанеда) с соответствующим “коконом” сознания.
Неорганическая жизнь использует для восполнения собственного энергетического потенциала энергию, связанную с эмоциями органических существ (особенно – страх). Это, разумеется, не означает, что неорганические формы сознания “питаются” исключительно за счет эмоциональных энергетических выбросов тех же людей. Подобный вывод справедлив в достаточной мере только в рамках физического плана данного мира; плана, на котором сосредоточена “светимость осознания” человеческой сущности.
Вместе с тем, при проецировании в “родной” для неорганической жизни план (часть энергетического поля вселенной), можно констатировать с достаточной степенью определенности, что в своих естественных условиях существование неорганических форм сознания поддерживается энергетическим полем, качественно отличающимся от энергетического поля, в котором существует органическая жизнь.
В книге “Огонь изнутри” К. Кастанеда достаточно подробно иллюстрирует описанные выше аспекты, а также проводит метафорическое различие между органической и неорганической жизнью (и энергией), сравнивая первую – с теплом, а вторую – с электричеством.
Приведенными выше классификациями критерии деления духов на категории не исчерпываются. Как и любое теоретическое обобщение, вышесказанные и иные классификации имеют достаточно жесткие рамки применимости. Любая классификация представляет собой усреднение для упрощения и систематизации восприятия. Соответственно, может применяться только для систематизации уже известных и изученных фактов или явлений, но не для описания новых явлений или уже известных явлений, но содержащих новые (не вписывающиеся в существующую систематизацию) элементы.
Сноски:
1 Энциклопедический словарь (под ред. Б.А. Введенского), том 1, М., 1953, стр. 588
2 в данном случае инобытие – это иная совершенно отличная от воспринимаемой человеческим сознанием форма бытийности, характерная например для богов и иных сущностей высших порядков (высших сознаний).
3 См. подробнее: Сатор. Вводные упражнения - многомерность пространства. (
http://www.ordenxc.org/?action=page&sub=sa_umnogo& );Сатор. Дерево Миров (
http://www.ordenxc.org/?action=page&sub=sa_treeofworlds& )4 См. подробнее: А. Платов. Дорога на Авалон.
5 Впрочем, существует гипотеза, что сознание минералов существует в такой временной шкале, что человек просто не может воспринять шкалу временного бытия (бытия сознания в трехмерном мире) применительно к минералам, поскольку она измеряется геологическими эпохами, несоизмеримыми с жизнью человека.
6 В данном случае речь идет об обычном, среднестатистическом человеке. Разумеется, уровень духовного развития человека может поставить его дух на совершенно другое место в данной классификации.
7 в зависимости от систем стихийной классификации число разновидностей элементалей может быть различным – от четырех (классические стихии) до бесконечности (число стихий зависит от свойств магического поля универсума, выделяемых в качестве самостоятельных принципов самоорганизации этого поля).
8 постоянное изменение образа при его высокой плотности также относится к образу духа
9 в качестве примера зафиксированных духов эфирного плана можно привести достаточно известные снимки из коллекции Мишеля Арволи.
10 Карлос Кастанеда. Огонь изнутри. /цит. по: Карлос Кастанеда. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Искусство сновидения. М. 2003 г., стр. 83
Литература и источники: