Рецензия на статью Энмеркара «Чем привлекательна Некромантия?»
В номере 11 журнала «Ведьмак» за 2009 год была опубликована статья Энмеркара (feedback@enmerkar.com) «Чем привлекательна Некромантия?».
Работа посвящена краткому рассмотрению основных блоков проблем некромантии (в современном понимании данного термина).
Рецензируемое произведение уже получило отзыв на страницах журнала «Ведьмак» в виде статьи Кысь «Комментарии к статье «Чем привлекательна Некромантия?» Ведьмак № 11»[1]. Теоретическая база магии Смерти достаточно хорошо изложена в данной статье и в рамках данной рецензии мы её повторять не станем.
Остановимся только на тех аспектах рецензируемой работы, которые собственно и послужили основанием для написания рецензии.
Положительными и заслуживающими внимания являются выводы автора рецензируемой статьи об истоках некромантии как таковой, её исторических основах. При этом следует сразу оговориться, что речь идёт о некромантии в её западно-европейской традиции, магия смерти восточных школ не рассматривается. Действительно, истоком современной некромантии являются мантические практики древней Эллады, которые по мере взаимодействия между народами средиземноморского региона постепенно преобразовывались и трансформировались вместе с культурами соответствующих народов.
Также заслуживает внимания данное автором толкование магии Смерти, как отрасли магии, изучающей состояния смерти, миры посмертия и методы взаимодействия с проводниками мёртвых организмов. Для тех, кто не имеет практического опыта работы со стихией Смерти данное определение достаточно чётко очерчивает предмет некромантии в первом приближении.
Вместе с тем, работа имеет ряд недоработок, которые существенно снижают её научно-практический уровень.
Рассматривая историю некромантии и трансформации данного термина от разновидности мантики до магии Смерти как таковой (современное понимание), автор не затрагивает в истории развития некромантии средневековый период и период нового времени. Вместе с тем, эти периоды содержат ряд весьма показательных этапов: перенимание зарождающейся и обретающей власть христианской церковью методов и приёмов магии Смерти, появление алхимических представлений о Смерти, размежевание церковной и «ведьмовской» магии Смерти, зарождение спиритизма, как одной из ветвей некромантии.
В работе, к сожалению, не нашёл отражения процесс трансформации термина некромантии в контексте культурных и политических изменений, происходивших в Западной Европе в соответствующие исторические периоды.
Спорным и необоснованным выглядит довод автора о том, что некромантия – преимущественно мужское занятие. Вероятно, автор статьи знаком только с определённой группой методик работы со стихией Смерти, которые действительно лучше получаются у мужчин. Тем не менее, экстраполировать незначительную часть магических практик Смерти на весь раздел магии Смерти недопустимо.
Как и любая другая стихия, Смерть не имеет жёстких привязок и требований к «пользователям». Методов работы со стихией Смерти множество, и они зависят от настройки и качеств сознания практика, а не от половой, возрастной, политической, территориальной и иной мирской принадлежности (если только нет сознательных или подсознательных блоков). Не стоит забывать, что физическое тело – это только носитель сознания, его сознания. Качественные характеристики сознания практика в конечном итоге определяют и характеристики физической оболочки.
Также необоснованным является сведение некромантии (в современном значении этого слова) к манипулированию недоразложившимися энергиями мертвецов.
Это простейший, можно сказать нулевой, уровень работы со стихией Смерти как таковой, но отнюдь не основной метод магии Смерти. Да, использование захоронений и их «обитателей» для входа в Смерть имеет место быть, так как это наиболее простой способ смещения в миры Смерти. В то же время по мере практики вырабатываются и более эффективные методы взаимодействия с соответствующей стихией, которые уже не зависят от нахождения на кладбище или манипулирования останками животных или людей. И именно эти методы как раз и составляют основной костяк практической работы чародея, практикующего магию Смерти.
Тезис автора о несовместимости некромантии с другими видами магии также не имеет под собой достаточного фактического обоснования. Более того, он противоречит практике. Стихия Смерти – это только часть общего энергетического поля Вселенных, и как часть она взаимодействует с другими элементами поля (стихиями в нашем случае).
Следует отметить, что выделение стихий, как принципов организации параметров единого энергетического поля, – акт сознания, условное допущение, упрощающее восприятие явлений окружающей среды. Концепция стихий не самоценна сама по себе, она нужна для того, чтобы сознанию человека было удобнее зацепиться за соответствующее проявление энергетических взаимодействий.
Строго говоря, можно вполне обходиться без выделения стихий, в этом случае будет речь идти просто о Магии, без всяких делений на магию Смерти, Жизни. Огня, Разума и т.п. Просто для этого нужно уметь эффективно (т.е. с реальным результатом!) манипулировать весьма абстрактными свойствами единого энергетического поля Вселенных. Всего лишь… Однако вернёмся к стихии Смерти.
Поскольку выделение стихий – условность, следует осознавать, что в каждом проявлении стихии на практике всегда присутствуют элементы других стихий (число которых зависит от используемой практиком модели). Можно привести аналогию с чистыми веществами в химии – в них все равно, пусть даже в виде следов, присутствуют примеси других веществ. Точно так же, чистая стихия – идеальный объект, а не реальный. Таким образом, стихия Смерти уже сама по себе содержит в себе элементы других стихий, даже внешне «противоположных».
Более того, в стихийной магии есть понятие стихийных сопряжений, когда две или более стихии (области энергетического поля) сочетаются между собой, образуя объект со свойствами, результирующими это взаимодействие. При этом сопряжение «противоположных» стихий влечёт не аннигиляцию оных, а определяемую по общим же правилам сопряжения трансформацию и преобразование. Стихия Смерти в этом смысле ничем не отличается от других стихий и точно также преобразовывается, трансформируется и взаимодействует.
Соответственно, тезис о несовместимости некромантии с другими отраслями магии несостоятелен, ибо уже в рамках стихийной магии некромантия не является обособленным пластом знаний, а включена в общую систему.
Изложенный автором рецензируемой статьи тезис об особенностях восприятия окружающей среды практиками, занимающимися некромантией, в общем верен. Однако озвученные автором следствия не имеют под собой ни теоретической, ни фактической базы.
Связывание магии Смерти и вампиризма как явления допустимо только в определённых пределах: в практической некромантии существуют методики вампиризма. Однако говорить о том, что вампиризм энергетический либо реальный связан с особенностями восприятия некромантов, просто необоснованно.
Вампиризм применительно к некромантам – это прикладной аспект использования магии Смерти, колдовская манипуляция энергиями мира мёртвых, но не более. Кроме того, следует заметить, что некоторые исследователи вообще склонны относить вампиризм к сфере болезней живых людей[2]. В этом случае вампиризм вообще не должен по определению подпадать под предмет изучения некромантии. Таким образом мы видим только частичное пересечение предметов вампиризма и некромантии, а не соотношение «часть-целое».
Далее, выстраивание иерархической соподчинённости Смерти, Тьмы и Света также не имеет под собой никаких оснований, помимо умозрительных.
Во-первых, автор в данном случае не даёт определений понятиям «Свет», «Тьма», «Смерть», которые позволили бы более детально понять, что послужило основание для соподчинения данных явлений. Во-вторых, если рассматривать Тьму и Свет как стихии, то каждая из них будет иметь своё самостоятельное значение и место в уравнениях стихий объектов и явлений. И как самостоятельные компоненты, стихии – Свет, Тьма и Смерть будут взаимосвязаны между собой как части единого поля энергии Вселенных, но отнюдь не будут подчинены иерархически. Одна стихия не может быть «подвластна» другой, их взаимодействие строится по закономерностям взаимодействия равных частей целого.
Размышления о том, что Смерти подвластны Тьма или Свет – это размышления из разряда, подвластен ли день ночи или ночь дню (хотя и то и другое – только фазы суточного цикла). Такие выводы суть произвольные интерпретации взаимосвязей явлений, вырванные из контекста среды и не имеющие под собой фактического и методического основания.
Тезис автора рецензируемой статьи о том, что практика некромантии вызывает поглощение «души» некроманта, также требует существенного уточнения.
Прежде всего, речь идёт не о душе, а только о социальном аспекте существования человека, изменении его системы ценностей и жизненных приоритетов. Пресловутая утрата «души» – романтизированное заблуждение социальных единиц (людей). Вместе с тем, если обратиться к азам психологии, следует констатировать, что изменение личности происходит постоянно, и если человек чем-то увлечённо занимается, то занятия соответствующим образом деформируют личность. Любой профессионал-специалист будет иметь деформации личностных характеристик, обусловленные профессиональной деятельностью. Однако мы же не говорим, что такой-то врач утратил человеческий облик. В случае с некромантией точно так же происходит профессиональная деформация личности (социальной единицы), но сам человек-практик при этом никуда не исчезает, он просто изменяется, не более.
Также следует отметить, что утверждения из разряда «некроманты платят своей душой» с точки зрения достоверности требуют для начала определить сам термин «душа». Если под душой понимается личность, что рассматривалось в предыдущем абзаце, то утверждение будет справедливо с оговорками. Если же под душой понимается нечто иное, то возникает вопрос: «Что именно?» Что такое в понимании автора «душа в общепринятом смысле слова» и «не в общепринятом»? И кем вообще это всё принималось тогда?
Если под термином душа понимать осознаваемую часть восприятия, сознание, то очевидно, что некромант оную имеет в полной мере.
Если душу отождествлять с чувствами, то некромант также имеет оные, просто они имеют другую направленность, другой спектр и характер. Чародеи вообще народ достаточно циничный и прагматичный, что делает их в глазах социальной организации и её единиц существами «бездушными и мерзкими». Однако это ведь интерпретации социальных единиц, живущих по законам стаи, а не объективно существующий факт. Изменятся условия существования социума – изменятся интерпретации.
Более того, мы уже говорили о профессиональной деформации и о том, что чародеи – циничный и прагматичный народ. А теперь возьмём пример из обычной жизни: судья, назначающий строгое наказание по уголовному делу, разве он тоже не имеет души? Ведь известно, что судьи тоже практичны и циничны (профессиональная деформация), но при этом они не занимаются магией, а выполняют более чем мирскую работу. Тот факт, что они ex officio вершат, а часто цинично и хладнокровно ломают судьбу человека, разве делает из нелюдьми, лишает души? Вряд ли! В данном случае речь идёт скорее о способах восприятия, настройках сознания.
Соответственно, коль скоро речь идёт только о настройках восприятия, свойствах личности, то мы можем говорить только об определённых психологических и психических аспектах занятия той или иной деятельностью (в частности, некромантией), но отнюдь не об утрате души в магическом смысле. Максимум, о чём идёт речь – психологическая предрасположенность к соответствующей деятельности, профессиональная ориентация.
Наконец, автор рецензируемой статьи объясняет способности некроманта к вампиризму особенностями его энергетики. Отчасти это верно, но лишь отчасти – об этом уже говорилось ранее. Природа истинного вампиризма сводится не только к магии Смерти, а вампиризм энергетический доступен любому сенситивному человеку, имеющему ещё и развитую интуицию или волю. Соответственно, сведение вампиризма сугубо к некромантии и её адептам не имеет под собой должных оснований.
Подводя итог сказанному, заметим, что поднятая автором рецензируемой статьи тематика представляет практический и теоретический интерес. Вместе с тем, вероятно в силу ограниченного объёма статьи поднятые автором вопросы и проблемы оказались лишь обозначенными, но не раскрытыми, а выводы и тезисы вызвали определённое непонимание. Не следует исключать, что при более глубокой проработке материала соответствующие недочёты будут устранены и автор сформулирует свою личную стройную концепцию магии Смерти, которая будет занимать достойное положение среди других её подобных.
Акерон
(М.Г.Т.)
19 августа 2009 г. Н.Э.
[1] Журнал «Ведьмак», № 14, 2009, с. 23-29
[2] См. подробнее: В. Деружинский. Книга вампиров. М. 2008.